четверг, 31 июля 2014 г.

Полевой выезд-2

Село Зрноско. Тут на границе трех стран, в Албании, живут славяне-македонцы. Место, конечно, немного депрессивное для жизни, как и вся Албания, но в отличие от других регионов Албании тут поражают красивые добротные дома крестьян. Занимаются они тут сельским хозяйством. Впервые в жизни видел такое количество ослов и лошадей. Самое интересное, что живут они тут не плохо. Говорят на жизнь хватает, все есть, только образование детям дать дорого... Что касается коммунизма...


Тут следует сделать небольшое отступление. Албания до 90-х годов была образцом самого строго коммунизма, вроде Северной Кореи. Правил тут Энвер Ходжа - большой фанат Сталина, но в отличие от последнего, особыми талантами он не блистал. Умудрившись посраться абсолютно со всеми (кроме КНР), он превратил Албанию в маленький концлагерь посреди Европы. Вся страна была застроена бункерами, жителям запрещали даже подходить к границам и пограничным озерам, религия была полностью запрещена (да, за крестное знамение или намаз сажали, всех священников расстреляли, выходных не было. Кстати домашних животных тоже почему-то держать не разрешали. В общем в результате его мудрого и гениального правления Албания и влезла в ту жопу, которую мы сейчас видим. Причем все это закончилось только 20 лет назад, так что большинство людей все еще это помнят, и хорошо. Разумеется, при демократии и капитализме тоже никто не гарантирует процветания, поэтому хаос 90-х породил естественную ностальгию "при Ходжи был порядок".



Но вернемся к нашей деревне. Македонцы здесь живут изолированно. То есть албанцев жить к себе они не пускают, зная печальный опыт своего национального государства. Разумеется, многие их дети уехали в Австралию, США и Канаду. Из всех жителей только один мужик отозвался одобрительно, и то с оговорками, о коммунистическом периоде. Вроде, что при коммунизме было лучше, политики верили в то, что говорят, хотя если подойдешь к озеру, могли и застрелить... Остальные безоговорочно ругали это время, говоря, что было очень тяжело.

В местной управе нам долго рассказывали про то, какие плохие албанцы, как они не знают историю Македонии, которая самая древняя страна в мире (в общем эти народы в плане национальной мифологии стоят друг друга, те же албанцы, вопреки всем данным, считают себя потомками илирийцев).


Так что сегодня ездили по окрестным деревням и расспрашивали македонцев. Правда из одной деревни пришлось уносить ноги - она единственная оказалась албанской, а мы вначале с ними заговорили на македонском - они посмотрели ОЧЕНЬ недружелюбно и мы почли за благо быстро смыться.

Остановились в одном местечке перекусить. И тут я наконец-то понял значение слова "упоротость".
-"У вас есть меню?"
-"Да" - следует ответ. И стоят. На горах здесь явно что-то албанское выращивают. А в самом заведении стенд USAID, где стоят для продажи бесплатные брошюры)


А Саша нашла бабушку. То есть как нашла. Идет она по деревне, и тут из дома выбегает бабушка, говорит, что видела сон, ей приснилась Богородица и сказала выйти и ее (Сашу) встретить. Много чего рассказала, подарила вязание, и решила ее увночерить. Ну то есть что у нее еще одна внучка будет о___О

В другой деревне одна бабушка нас держала целый час, много рассказывала, пела песни, хотела напоить ракией (балканский самогон), но мы посчитали за лучшее отказаться.
Обратную дорогу через горы описывать не буду, я только успокоился.

среда, 30 июля 2014 г.

Полевой выезд

Думаю, поскольку в попе Европы были не многие, то имеет смысл немного написать про эти места, может кому будет интересно.

Сегодня был сумашедший день. Начнем с того, что заночевали мы в Охриде, в доме у македонцев, и все утро они нам жаловались на этническую ситуацию в Македонии. Ситуация на самом деле ужасная (для македонцев), так как уже половину населения страны составляют албанцы и их число все прибывает. Но это тема для отдельной статьи. Нет, нам как туристам все очень хорошо, когда мы говорим по албански (я имею ввиду не себя, а всю нашу группу), они улыбаются, делают нам скидки, и удивляются тому факту, что в Москве учат албанский. Но местным македонцам плохо.
Походив и навестив знакомых албанцев (а они хорошо помнят людей, которые учат албанский в России), мы стали прикидывать цены. Для наших планов и свободы поездок было удобнее всего снять машину. Такси было бы слишком дорого, а расписание автобусов на Балканах обычно имеет слово "сегодня" или "по четвергам после обеда".

Однако тут была небольшая проблема. Из пяти человек права были только у Саши, правда со старой фамилией. Получилась интересная ситуация - по правам один человек, машина оформлена на другого, ведет (под документам) третий. Но никаких законов это не нарушает, и все прекрасно вошли в ситуацию.
Однако про дороги в этом регионе следует сказать особо. В общем, если вы думаете что в России они плохие, или на Кавказе водить опасно - вам точно не стоит ехать сюда. Что в Македонии, что в Албании, это узкий серпантин без всякого ограждения. Правила дорожного движения отсутствуют как класс, так что я не понимаю, как при таких дорогах в Албании еще целая треть населения атеисты.

Разобравшись со всем этим, и искупавшись в одном из трех в мире тектонических озер мы поехали в Албанию. На таможне из раза в раз повторяется одна и та же ситуация. Македонский контроль: о, вы говорите по македонски? Как из России? О, у вас учат македонский, и с широкой улыбкой пропускают. На албанской таможне повторяется та же ситуация, но только с албанским языком, и мы проезжаем в самую бедную страну Европы. Тут к описанным выше дорогам добавляются ослы с хворостом и телегами, которых обгонять довольно сложно. И через два часа мы приезжаем в Корчу - центр албанского православия. В городе 40% православных, что больше, чем в среднем по Албании, и они сильно активны. Сам город очень красив, даже красивее других городов в стране (а они все замечательны, кроме столицы. Тирана - дно), и очень чистый.

Поскольку цель поездки - собрать больше информации о межграничных отношениях этих стран, мы встретились с местным политиком-македонцем, который защищает тут права немногочисленного славянского населения. Узнав от него нужную информацию, мы двинули к указанному им пункту. Это маленькая деревня на берегу озера, за большой горой. Разумеется, туннель через гору никто не сделал, поэтому надо забираться на самую вершину (~2600), а затем съезжать вниз. Там дорога заканчивается. Совсем. И приводит она в маленькую деревню на берегу озера, рядом с пересечением границ трех государств - Македонии, Греции и Албании.

суббота, 26 июля 2014 г.

Коница

Я никогда раньше не жил высоко в горах. Ты просыпаешься утром, и видишь под собой слой облаков, которые скоро исчезнут под утренними лучами и откроют вид на залитую солнцем долину. Высокие горы, чьи вершины покрыты снегом, а склоны зеленым лесом, блестят вдалеке. Красные крыши домов спускаются вниз и тормозятся у горной речки, над которой стоит старый каменный мост. С деревьев свисает еще не созревший инжир и виноград. Воздух чистый и приятный (даже запах табака, который все тут курят, не ощущается). Люди сидят на террасах, пьют кофе и ничего не делают. Судя по виду, где-то они обманули евросоюз, притворившись, что у них кризис. Во всех домах и в школе висят иконы и портрет старца Паисия, которого здесь (да и не только здесь) уже почитают за святого.

Мирно и спокойно.
Фото под катом