Я не думал, что существуют страны дешевле Албании. Оказалось, такая страна есть - это Косово. Мы в Призрень - это чистый, очень опрятный, красивый балканский древний город. Кроме чистоты, в глаза бросается большое количество мечетей - их в городе 43, в отличие от Албании, где на каждый город обычно по одной мечети - для порядка. Если албанцы в Албании - христиане, атеисты и мусульмане-пофигисты, то здесь ислам - средство национальной идентификации. Они мусульмане только потому, что сербы - православные.
Так же в городе 20 древних сербских церквей (5-12 век) - по одной на каждого серба, которых в городе осталось только двадцать. Еще год назад они были все заколочены досками, закинуты мусором и за колючей проводкой - теперь их восстанавливают волонтеры из Сербии. Узнав, что мы русские, все как один сказали "наши братушки", клялись в любви к России, и говорили "Россия - наша мать". Сами они ездят по заброшенным и разрушенным православным церквям по миру и их восстанавливают.
Албанцы же, которые живут здесь с 16 века, в основном, как было сказано, мусульмане, но есть и большая католическая община из албанцев, в 1500 человек. У них большой собор 19 века на месте базилики пятого и одиннадцатого века. Если кто и переходит из албанцев в христианство - то в католичество. Сербов (а именно с ними тут ассоциируется Православие) - сильно не любят. Хотя сербский знают все и готовы без всяких проблем на нем говорить, когда видят, что ты славянин.
Полицейский-мусульманин, охранявший единственный работающий сербский православный собор, узнав, что мы из России, пригласил нас на завтрак. За луком, хлебом и колбасой он рассказал нам как воевал за независимость и своих детей (которых у него девять), рассказал и про причины нелюбви к сербам - называя их преступниками - во время войны они вырезали целые албанские села, не щадя даже детей и стариков, рассчитывая навсегда очистить эту землю от албанцев. Но он сказал, что албанец не значит мусульманин - но, к сожалению, православные албанцы только в Албании - где нет таких отрицательных коннотаций с сербами.
Конечно, это очень грустно, что Православие становится заложником межнациональных конфликтов, и начинает отождествляться с каким-либо народом, далеко не всегда поступающим правильно. Все больше убеждаюсь в правоте о. Даниила, который говорил о пагубности привязки Православия к национальной идее, это очень сильно мешает его распространению.
Так же в городе 20 древних сербских церквей (5-12 век) - по одной на каждого серба, которых в городе осталось только двадцать. Еще год назад они были все заколочены досками, закинуты мусором и за колючей проводкой - теперь их восстанавливают волонтеры из Сербии. Узнав, что мы русские, все как один сказали "наши братушки", клялись в любви к России, и говорили "Россия - наша мать". Сами они ездят по заброшенным и разрушенным православным церквям по миру и их восстанавливают.
Албанцы же, которые живут здесь с 16 века, в основном, как было сказано, мусульмане, но есть и большая католическая община из албанцев, в 1500 человек. У них большой собор 19 века на месте базилики пятого и одиннадцатого века. Если кто и переходит из албанцев в христианство - то в католичество. Сербов (а именно с ними тут ассоциируется Православие) - сильно не любят. Хотя сербский знают все и готовы без всяких проблем на нем говорить, когда видят, что ты славянин.
Полицейский-мусульманин, охранявший единственный работающий сербский православный собор, узнав, что мы из России, пригласил нас на завтрак. За луком, хлебом и колбасой он рассказал нам как воевал за независимость и своих детей (которых у него девять), рассказал и про причины нелюбви к сербам - называя их преступниками - во время войны они вырезали целые албанские села, не щадя даже детей и стариков, рассчитывая навсегда очистить эту землю от албанцев. Но он сказал, что албанец не значит мусульманин - но, к сожалению, православные албанцы только в Албании - где нет таких отрицательных коннотаций с сербами.
Конечно, это очень грустно, что Православие становится заложником межнациональных конфликтов, и начинает отождествляться с каким-либо народом, далеко не всегда поступающим правильно. Все больше убеждаюсь в правоте о. Даниила, который говорил о пагубности привязки Православия к национальной идее, это очень сильно мешает его распространению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий